Куда и кого поведут мосты через Лену и на Сахалин?
Опасности при реализации больших инфраструктурных проектов не просчитаны
Исторический ракурс как за рубежом, так и в нашей стране дает много примеров дорог, ведущих в никуда, и мостов, построенных ни за чем. К ним относятся мосты: через море (Флорида, США), путепровод Парангтон Манчестер (Англия), через реку Нанду (Китай), и это далековато не полный список.
В критериях системного кризиса после коронавирусной пандемии расходование экономных средств носит стратегический нрав для Рф и, на мой взор, не обеспечивает экономический рост, а замораживает ресурсы на долгие и длительные годы. При выборе технико–экономического обоснований инфраструктурных проектов ценность решений должен быть отделён от олигархических и корпоративных воздействий. В этом случае - это загрузка мощностей на долгую перспективу - 5-7 лет и поболее. Это, непременно, финансово прибыльно для этих групп, но не для страны.
Как итог - не учитываются главные характеристики по проекту:
- себестоимость проекта с расчетом на актуальный цикл объекта, в каком издержки на проектирование и строительство составляют до 5%, а на эксплуатацию - до 97%;
- срок окупаемости;
- грузооборот (при всем этом рост его по отношению к данным показателям значительно улучшает эффективность проекта).
Понижения издержек по проекту можно достигнуть, применяя везде композитные материалы - арматура, огораживание из композитов не требуют покраски, срок гарантий более 100 лет, также перейдя на укрупненную сборку частей конструкций моста.
В текущее время в рамках программки транспортного строительства до 2035 года обширное обсуждение в СМИ получили два проекта: мосты через реку Елена в районе городка Якутска и на полуостров Сахалин.
Меж правительством Республики Саха (Якутия) и ООО «Восьмая концессионная компания», представляющей консорциум группы «ВИС» (председатель совета директоров Игорь Снегуров - 66,6%) и госкорпорации «Ростех» (генеральный директор Сергей Чемезов – 33,4%), подписано концессионное соглашение на 2020-2044 годы в отношении проектирования, строительства и эксплуатации мостового перехода через реку Елена в районе городка Якутска на критериях государственно-частного партнерства.
В 2020 году за счет средств личного инвестора будет разработана проектная документация. В первом квартале 2021 года планируется прохождение гос экспертизы проекта, 2021-2025 годы – период строительства моста, 2025-2044 годы – эксплуатация объекта. Компания – концессионер реализует проект на всем актуальном цикле: от проектирования до строительства и эксплуатации моста. При всем этом конечная цена строительства будет определена по итогам разработки и прохождения гос экспертизы проектной документации.
В Муниципальном собрании Якутии 25 февраля 2020 года состоялся правительственный час «Об критериях Концессионного соглашения по строительству авто моста через реку Елена». По инфы заместителя председателя правительства республики К.Бычкова, необходимость строительства моста через реку Елена и социально-экономическая эффективность ввода объекта доказаны всеми профильными федеральными органами исполнительной власти.
С учетом резолюции Президента Рф Владимира Путина на воззвание Главы Якутии А. Николаева о реализации проекта на базе личной концессионной инициативы объект включен в новейшую федеральную программку строительства и реконструкции мостов. Правительственной комиссией по транспорту проект поставлен в «лист ожидания» в Полный план с возможностью реализации при выделении дополнительного финансирования.
В текущее время в республике проводится общественная экспертиза об критериях Концессионного соглашения (инфы размещены на различных республиканских веб-сайтах). При всем этом реакция населения разнопланова.
В строительстве моста через реку Елена ценой 83,4 миллиардов рублей (по инфы Правительства Якутии), либо 120 миллиардов. рублей (по инфы журналистов В.Нифонтова и И.Макаровой на веб-сайте Аартук) нет срочной необходимости. Для сведения: в 2010 году по проектно-сметной документации на строительство совмещенного автожелезнодорожного моста требовалось 50 миллиардов рублей и на заход стальной дороги в Якутск 29 миллиардов рублей. Всем понятно, что реализация проекта такового масштаба без федеральной поддержки фактически невозможна. С приходом стальной дороги на правый берег реки Елена в 2019 году поменялась логистика северного завоза - отгрузка грузов, включая горюче-смазочные материалы, уже осуществлялась в прошедшую навигацию через Нижний Бестях и дальше по малым рекам в северные улусы (районы) и вилюйскую группу.
Все гласит о том, что строительство моста в Якутске через Елену представляется экономически неоправданным. В СМИ в части тарифов информация различная: для легковых автомобилей проезд по мосту будет, может быть, бесплатным, а для грузового транспорта, коммерческих перевозок проезд только платный.
Летом сообщение меж берегами Елены осуществляется аква транспортом, а зимой (более 6 месяцев) - по ледовым переправам. Окупаемость моста низкая, в главном мост будет нужен в межсезонье (по 1,5 месяца весной и осенью), потому тариф будет повсевременно повышаться, типо с учетом издержек на сервис, инфляции, извлечения прибыли для инвесторов, что естественно будет оказывать влияние на повышение цены продукта. Удорожание продуктов произойдет, потому что по мосту большегрузный транспорт будет ездить на платной базе.
Финансовая эффективность моста нулевая. Производств на местности центральных и северных улусов нет, перспектив тоже. Якутск - город чиновников и бюджетников, мост нужен жителям заречной группы улусов для общения с родственниками. Коренным горожанам мост не нужен.
Навряд ли зимой водителям автомобилей прибыльно ездить через мост, делая большой круг 70 км, тогда как экономнее по средствам и времени (машина издержит 8-10 л. бензина, это 500-550 рублей, а цена парома 300-400 рублей) переехать реку Елену зимой через Зеленоватый Луг в черте городка, а летом - на пароме (при наличии моста стоимость на паром свалится и очередей будет меньше). Допустим, такси будет возить до Нижнего Бестяха за 200 рублей с человека, а лодки тоже за 200 рублей с человека, при всем этом легковушка доедет за 60 мин, а лодка за 15 мин. Выбор населения очевиден, его доходы несопоставимы с Европой, Азией, чтоб проезд делать платным… Пройдет некое время, и расчеты покажут, что популяции на пароме будет ездить дешевле, чем по платному мосту, в связи с чем строительство моста признают неэффективным. Более того, по федеральному закону должна быть кандидатура платной дороге (мосту), и означает, нужно будет содержать зимник через реку Елена.
Со строительством моста со стороны Покровского тракта возрастет транспортный поток в сторону Якутска - и на данный момент там огромные пробки из-за 3-х полосной дороги, а что будет позже?! При всем этом вырастет нагрузка на дорожное полотно, потребуются средства на его восстановление, беря во внимание еще, что оно имеет свойство на Севере вспучиваться в теплое время года.
Мост – это очень непростой инженерно-технический объект по мерзлотным, ледовым, температурным и другим показателям, а река Елена непредсказуема во время паводков и таит внутри себя могучую силу - это показал паводок в мае 2020 года. Не исключено, что раз в год во время ледохода придется закрывать мост для проезда в связи с угрозой его смыва высочайшей водой.
Сейчас бюджет республики не в том состоянии, чтоб финансировать строительство такового большого инфраструктурного объекта. На мой взор, правительству Якутии следует приобрести дополнительно паромы, также суда на воздушной подушке типа «Ирбис», или дать под маленький процент кредит бизнесменам, и неувязка в весенне-осенний и летний периоды будет решена.
Авто мост без жд составляющей ничего не решает, тем паче на платной базе для проезда автомобилей. Только совмещенный автожелезнодорожный мост дает мультипликативный эффект и рост экономки Якутии, а это означает, появятся новые рабочие места, преференции по налогам сначала для местного бизнеса, поддержка, облегчение в вербовании инвестиций. Появятся суровые способности для развития республики. Президент Владимир Путин крымчанам на вопрос о понижении цен на продукты питания ответил – с запуском жд моста придут большие поставки и большие операторы, и тогда цены свалятся. Сейчас в Якутии самые низкие цены на продукты и продукты в Нерюнгри, где имеется стальная дорога!
Как вариант, Правительству Рф следует вернуться к идее строительства совмещенного автожелезнодорожного моста через реку Елена с выделением средств из федерального бюджета. Конкретно так в 2010 году был поставлен вопрос В.Штыровым и были выделены средства, которые в 2014 году ушли на строительство Крымского моста. Таковой мост соединит воединыжды различные точки экономического роста Рф, Сибири, Далекого Востока и Якутии.
Почему же не тоннель?!
На Сахалине власти с общественностью дискуссируют строительство моста, разъясняют, как будут минимизировать вред окружающей среде от прокладки путей по природным заказникам. Казалось бы, лед тронулся, и стройка еще прошедшего века будет завершена.
Все сахалинцы в курсе, что в конце 40-х - начале 50-х годов ХХ века реализовывался проект по прокладке тоннеля под проливом Невельского. Он был должен связать континент с полуостровом. По местности Хабаровского края от Комсомольска-на-Амуре строили жд ветку. На Погибе никаких видимых следов от той стройки и не видно уже. Обратный берег — мыс Лазарева — вот он, в шаговой доступности.
Все знают, что Сахалинская область — единственная островная область Рф. Люди попадают на континент только самолетами, а грузы — по паромной переправе Ванино-Холмск. И они все очень зависят от капризов погоды. Бывает, неделями паромы не могут подойти к сахалинским берегам, по нескольку дней закрыта воздушная гавань. Стальная дорога все-же фактически всепогодная. Выходит, в коммунистические времена понимали, что Сахалину нужна неизменная транспортная коммуникация. А в сегодняшнее время больших технологий можно высчитать все опасности такового строительства.
Когда люди задают вопросы о начале реализации проекта по строительству моста — уполномоченные представители только разводят руками: «Не знаем!». Пока понятно, что это будет мост, и пока только жд, длиной чуток более 7 км. Плюс по местности области построят жд колею от станции Ныш до Погиби. Общие издержки могут составить 540 миллиардов руб., из их мост 252 - миллиардов руб., по другим данным, издержки могут достигнуть 850-900 миллиардов руб. На таких циклопических объектах строительства расходы в процессе стройки могут значительно возрасти.
О необходимости строительства моста можно еще поспорить. Во-1-х, прокладка тоннеля в среднем на 15-20% дешевле. Во-2-х, это всепогодный объект и не находится в зависимости от зимних штормов и оледенения, а мост и паром в это период будут закрыты. В-3-х, в Москве завершается в главном в 2022-23 годах строительство метро. Как следствие, освобождается несколько проходческих комбайнов, их можно было бы использовать и на этом объекте.
И главное, строительство такового накладного для бюджета страны инфраструктурного проекта нужно увязать с началом работ по строительству моста либо тоннеля полуостров Сахалин – полуостров Хоккайдо (Япония). В данном случае могут быть достигнуты высококачественные характеристики: себестоимость проекта на актуальный цикл, срок окупаемости и грузооборот. Над этой перспективой развития нужно работать правительству Рф. Это приведёт к существенному толчку для экономики всего Далекого Востока.
Выбор проектов строительства больших инфраструктурных объектов должен увязываться с разными рисками как при проектировании, строительстве, так и эксплуатации. Мост в Якутске - это понижение издержек на северный завоз, существенное удешевление товаров питания и продуктов в случае строительства его автожелезнодорожным. Чем поточнее будут просчитаны опасности, тем весомей будет экономический эффект ВВП в развитии регионов и страны.
Обои флизелиновые Аурелия серые 1.06 м 4930 (ГТФ1Э)
**Направьте внимание на номер партии обоев: рулоны из различных партий могут различаться цветом. Если партии не хватает на все стенки, оклейте каждую стенку одной партией.**Обои «Аурелия» 4930 (ГТФ1Э) придутся по вкусу романтичным и утонченным натурам. Нежные тона полотен с цветочным рисунком, оформленных в природном стиле, создадут в помещении размеренную умиротворяющую обстановку и настроят на отдых. Структурная поверхность присваивает тиснению глубину и объем, благодаря матовому эффекту обои смотрятся великодушно. Цвета — сероватый, розовый. Однотонный и цветочный дизайны коллекции органично дополняют друг дружку.
Обои «Аурелия» подходят для декорирования жилых комнат: просторных залов и спален. Покрытие моющееся: можно протирать увлажненной тканью, по мере надобности мыть с применением неабразивных моющих средств. Страна производства — Беларусь.
Особенности материала
- Верхний слой — винил жаркого тиснения. Покрытие плотное, фактурное, тяжелое. Обои долговременные, крепкие, устойчивы к истиранию, влагостойкие. Маскируют маленькие недостатки стенок.
- База обоев — флизелин: нетканое полотно из волокон целлюлозы. Очень крепкая, гидростойкая, воздухопроницаемая. Не растягивается и не рвется при наклеивании, не дает усадки после высыхания. Служит армирующим слоем для стенок — сдерживает образование трещинок на поверхности.
- Клей, нужный для поклейки, — флизелиновый. Наносится лишь на стенку, полотно смазывать клеем не надо.
Обои выпускаются в рулонах по 10 м, отличаются комфортной шириной полотна 1,06 м. Таковой размер позволяет резвее выполнить отделку и уменьшить количество соединений на стенке. Модель не просит подбора рисунка, что сберегает материал и время на подгонку полос. Для снятия старенького покрытия полотна не надо дополнительно смачивать — материал просто удаляется сухим методом.